Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Архив новостей Новости проекта Обзор ситуации на рынке сельскохозяйственной техники в 2022 году

Обзор ситуации на рынке сельскохозяйственной техники в 2022 году

30 января 2023
Обзор ситуации на рынке сельскохозяйственной техники в 2022 году

По итогам 2021 года весь рынок сельскохозяйственной техники в России, включая и импорт, и внутреннее производство составил гигантскую сумму в четыре с половиной миллиарда долларов. Если брать в штуках, то российское производство составило полмиллиона штук, а импорт один миллион шестьсот тысяч штук. Причем, весь 2021 год рос как импорт – плюс 33%, так и внутреннее производство – плюс 25%. 2021 год был урожайным не только на урожай, но и на цены. Обновление машинно-тракторного парка шло хорошими темпами. Несмотря на текущее превосходство импорта над внутренним производством, в целом доля отечественной техники на наших полях составляет 58%.

СВО резко изменило ситуацию. Начался исход крупнейших импортеров сельхозтехники, первым и громче всех ушел американский Джон Дир, а отечественные производители стали испытывать серьезные трудности с поставками комплектующих из недружественных стран. На все это наложился рост цен тех иностранных производителей, кто еще остался на российском рынке – официально или через параллельный импорт. Рост был почти двукратным. Отечественные производители тоже подняли отпускные цены на 30-40%. В условиях ухода иностранцев, российские сельхозмашиностроители сумели продать за 9 месяцев нынешнего года даже по новым ценам на 19% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В деньгах это 168 миллиардов рублей. А рост производства увеличился на 5%. Правда, к ноябрю запал покупать новую технику у аграриев пропал – низкая цена на зерно этому не способствовала. Но рано или поздно крестьяне свое зерно продадут, и весной будет взрывной рост продаж. Другое дело, смогут ли крестьяне в 2023 году закупать технику в том же темпе, как делали это годом ранее. Организацией параллельного импорта сельхозтехники с лета занимаются на уровне Минсельхоза.

По-прежнему использовался такой финансовый инструмент как субсидируемый агролизинг российской техники. Еще в марте правительство на эти цели дополнительно направило 12 миллиардов. А летом еще добавило 20 миллиардов. В апреле Президент РФ В.В Путин поручил принять меры по увеличению производства и локализации сельхозтехники, одновременно обнулив пошлины на те виды техники, которые мы не производим. А не производим мы, например, свеклоуборочные комбайны.

В разгар посевной одно известное федеральное издание написало материал о нехватке шин для сельхозтехники. С шинами было все в порядке, а резонанс получился немалый. А вот с комплектующими действительно было много сложностей. В первую очередь, с немецкими. Приходилось менять географию поставок, усложнялась логистика. Вместо двух недель, теперь комплектующие могут идти по три-четыре месяца. И всё это были большие, но не глобальные трудности.

Глобальную проблему может оказаться в другом, с государственной стратегией увеличения спроса на отечественную сельхозтехнику. Спрос на технику создает крестьянин. Тот, кто может продать свой урожай по хорошей цене. А пока цена на пшеницу на тридцать процентов ниже прошлогодней, как-то не до покупки нового трактора, а, тем более, комбайна. Словом, все опять упирается в экспортные пошлины на зерно. Но глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев раз за разом повторяет, что пошлины есть и будут, говорить можно только об их размере.

Важнейшая проблема для сельхозмашиностроения: чем заменить европейских поставщиков комплектующих – искать смежников в Китае или Индии, да и Япония, хоть и недружественная, очень хочет попасть на наш рынок сельхозтехники, или же начинать вкладывать в углубление локализации. И создавать новые производства. Например, коробки передач для тракторов. Раньше их повсеместно поставляли немцы. Теперь хотят японцы и китайцы. Если российское производство будет правильно субсидироваться, то и мы можем создать конкурентоспособные образцы. Пока научно-исследовательские и опытные работы в сельхозмашиностроении субсидируются на 60%. Но внутренний рынок для комплектующих не защищен. А инвестиционный цикл в машиностроении небыстрый. И неизвестно, какие изменения за это время в геополитике произойдут.

Чтобы заполнить освобождающийся рынок сельхозтехники, нужно создавать условия, чтобы ее было выгодно производить. Причем, не только гигантам, таким как «Ростсельмаш» или «Петербургский тракторный завод», но и самому маленькому производителю, задействованному в цепочке поставок. Для этого нужны льготные кредиты, сокращение налоговой нагрузки и ограничение цен на металл и энергоресурсы. Все это есть, вопрос – в объемах. Например, на 2023 год с четырнадцати до двух миллиардов рублей сокращено субсидирование отечественного сельхозмашиностроения. Ряд сенаторов поддержали увеличение субсидий на сельхозмашиностроение и возвращение их на уровень нынешнего года, и даже чуть выше. Чем закончится борьба лоббистов в верхней палате парламента, не будем загадывать наперед.

В любом случае, российское сельхозмашиностроение в непростом 2022 году показало свою конкурентоспособность. А значит, все будет хорошо. Ведь страна планирует вводить в оборот новые сельхозземли. И в большом количестве – 13 миллионов гектаров. Потребуются новые комбайны и трактора, а к ним сеялки и веялки и прочие разные автоматические опрыскиватели.

Поделиться: