Выберите ваш город
Или укажите в поле

АПК под зелёным флагом

30 ноября 2023
АПК под зелёным флагом

Чтобы стать по-настоящему зелёным, питанию россиян не нужно становиться веганским. Ведь в ближайшие пару лет драйверами передовых технологий в АПК, скорее всего, будут оставаться предприятия, производящие овощи в закрытом грунте. В целом, по прогнозам аналитиков, к 2030 году объем потребления салатов и зелени может достичь 300 тысяч тонн, что превысит показатели 2020 года на 30%.

Но, вопреки или по причине – квот и общей ситуации на рынке, до 70% всего объёма будут поставлять крупные игроки. А средний и малый бизнес останется в 30% остатке – так утверждают прогнозы. Разберемся в контексте.

Больше зелени в стране

По итогам 2022 года валовый сбор овощей закрытого грунта составил 1,59 млн. т, что больше предыдущего года на 8%:
тепличных огурцов - в 857,4 тыс. т (+5%),
томатов – в 657,4 тыс. т (+7%),
прочих культур (например, баклажанов и перца) - более 60 тыс. тонн

Производство зеленных культур по итогам 2022 года составило в 42 тыс. т, более 75% приходится на листовые салаты и зелень.

Наталья Худякова, руководитель направления Центра макроэкономического анализа и регионального прогнозирования Россельхозбанка, отмечает: «По нашим оценкам, сейчас сторонники здорового питания съедают до 7-8 кг свежей зелени в год. Увеличению производства салатов и зелени будет способствовать непрерывно растущий спрос на экологически чистые и органические продукты для правильного и здорового питания. К 2030 году каждый житель мегаполисов и близлежащих городов будет съедать до 12 кг свежей зелени в год».

Согласно информации, опубликованной на официальном сайте Союза органического земледелия, рынок зеленых культур будет продолжать расти в следующие 10 лет и превысит общий рынок сельскохозяйственных культур. Особенно значительный сегмент составит салатная зелень, которая выращивается как в открытом, так и в закрытом грунте, и оценивается в 75-80% от общего объема рынка зеленых культур в России.

Как замечает эксперт, овощи и зелень давно перешли из товаров сезонного потребления в категорию товаров повседневного спроса.

Объёмы потребления

Производство тепличных овощей и зеленых культур за последние 15 лет выросло в три раза и переживает своё расцвет. В прошлом году в России было выращено 42 тысячи тонн зеленых культур. Большая часть этого объема приходится на листовые салаты и травы. Потребление зеленых культур к 2030 году ожидается вырасти примерно на 30% и - российский рынок в этом отношении будет расти с опережающими темпами в ближайшие 10 лет. Продукты из закрытого грунта, включая зелень и салаты, будут производиться в большем объёме – в среднем с прогрессией 5% в год, двигаясь к цифре в более чем 60 тысяч тонн к 2030 году.

Кроме салатов, выращиваемых в защищенном грунте в России, развивается производство кочанных и полукочанных салатов, объем производства которых составит более 20 тыс. т к 2030 году. Среди наиболее популярных сортов таких салатов у россиян – Фриллис, Ромен, Айсберг, Латук.

Увеличение производства будет осуществляться через ввод новых мощностей и расширение ассортимента, а также за счет импортозамещения и растущего спроса на свежую зелень и салаты.

Регионами лидерами по производству салата являются Приволжский, Центральный и Северо-западный федеральные округа, на долю которых в среднем за последние три года приходится примерно 23% производства. Кроме того в Южном федеральном округе выращивается до 15% всего кочанного и полукочанного салата.

Одновременно с этим, компании все больше включают в свои линейки производства зеленые культуры, ранее сосредоточиваясь на базовых овощах, таких как огурцы и томаты. В разных регионах Центральной России ведутся инвестиционные проекты по расширению тепличного производства.

Напротив, зелень из-за рубежа теряет свою актуальность. Так, объем импорта салатных кочанных и листовых постепенно сокращается: в 2022 году уменьшился на 23% год к году, до 9,88 тыс. тонн. По прогнозам, в 2030 году примерно 70% употребляемого россиянами салата будет отечественного производства. Сейчас основными поставщиками импортной свежей зелени являются Египет, Турция, Китай, Сербия и Азербайджан, на которые пришлось более 70% поставок в 2022 году.

Вектор растениеводства

Но самое интересное – не объёмы производства, а их вектор, так сказать. Ведь аналитики уверены – максимум зеленого цвета на столы россиян будет попадать с вертикальных ферм.

Развитие технологий вертикального фермерства позволит выращивать овощи и зелени в любых климатических условиях, что станет особенно актуально в регионах, где тепличное овощеводство и овощеводство открытого грунта нерентабельно или затруднено из-за суровых климатических условий, например, на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале.

Еще одним драйвером станет модифицированная зелень, считают аналитики. Производство органических продуктов и продукции с улучшенными характеристиками («зеленой» продукции) также может стать одним из драйверов развития российского растениеводства на многие годы вперед.

В целом, прирост в области будет определяться именно применением средств прогресса, оправдывая высокий спрос.

Примеры высоких технологий на грядках

Вертикальные фермы уже получили широкое распространение в Москве, а также есть проекты в Черноземье. Растения выращиваются в специальных контейнерах, обычно без использования почвы, а питательные вещества доставляются к корням через водный раствор. Ивановский фермер Евгений Шапкин разработал собственную оригинальную технологию, которая сочетает гидропонику и аэропонику. В его установках на минеральной вате выращиваются пряные травы и рукола. Продукция Шапкина и его авторские конструкции для вертикальных ферм получили высокий спрос на рынке.

В октябре 2022 года в Иванове была запущена еще одна высокотехнологичная теплица площадью 1400 квадратных метров в хозяйстве «Родина». Они предлагают на рынке огурцы, томаты, редис и зелень. Всего в 2022 году было произведено 160 тонн продукции.

Развитие производства органических продуктов может стать одним из ключевых факторов, способствующих развитию отечественного растениеводства на долгие годы вперед, уверены аналитики.

Сезонная динамика на зеленом рынке

Традиционно пик потребления овощей в целом по РФ приходиться на июль - октябрь, что связано не только с приемлемыми ценами в пик урожая, но и массовыми заготовками на зиму, традиционными в стране. Однако, данная динамика зависит от региона - ведь если на юге сезон овощей из открытого грунта начинается весной, то многие центральные регионы дожидаются зрелых местных овощей только к середине лета.

Также на потребление влияет ситуация на рынке удобрений, сельхозтехники, коммунальные платежи. Учитывая пока теоретические минусы: отмену зерновой сделки, а также возможное усиление санкционной политики и оговоренные правительством страны плюсы: расширение программ поддержки мелиорации, льгот аграриям - более полная картина в данном сегменте рынка станет ясна в августе - сентября 2023 года.

Поделиться: